Важнейшим институтом социализации, формирующим нормы и ценности, обучающим умениям и навыкам, транслирующим те или иные социальные, в том числе и гендерные, роли является образование. Образовательные учреждения вслед за семьёй транслируют образы маскулинности и феминности, показывают, что необходимо демонстрировать разнополым членам общества для успешной реализации себя в мире, что "хорошо" и что "плохо" для мужчин и женщин. Возможно, важным фактором влияния является и половой состав учебной группы. Можно предположить, что гендерная социализация по-разному может проходить в мужских, женских и смешанных коллективах. То есть однополые и смешанные коллективы, например студенческие группы, могут создавать специфические сообщества, в которых гендерные характеристики личности будут проявляться специфически.
В настоящие время берёт верх точка зрения, согласно которой однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин. Сочетание этих человеческих качеств и образует андрогинную личность. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Особое значение поливариантность поведения приобретает в условиях современной социально-куль-турной трансформации, когда постоянно меняющиеся нормы и роли заставляют личность расширять и отказываться от своих стереотипов.
Агрессивность и эмпатия - важные характеристики личности, которые могут быть включены в описание маскулинности и фемин-ности. Необходимо отметить, что имеется в виду не биологическая предрасположенность мужчин и женщин к этим характеристикам, а одобряемые обществом качества соответствующей гендерной роли, которые благосклонно воспринимаются в традиционном обществе. Тогда агрессивность и эмпатия выступают в качестве своего рода индикаторов маскулинности и феминности.
Для изучения особенностей маскулинных/феминных качеств личности, агрессивности и эмпатии было проведено исследование гендерных характеристик студентов различных специальностей. Методы исследования: полоролевой опросник Беем; методика диагностики уровня агрессивности Ассингера; методика диагностики уровня эмпатических возможностей Бойко. Всего в исследовании приняли участие 82 студента из 4 коллективов различных специальностей.
Обращаясь к данным, полученным в результате исследования, прежде всего необходимо заметить, что из 82 человек, принявших участие в исследовании, 78 - это юноши и девушки с андрогинными чертами личности. Такой высокий показатель андрогинности свиде тельствует о том, что современная российская молодежь, возможно, обладает более гибкими паттернами поведения, которые позволяют ей, преодолевая стереотипы, успешно реализовать себя в социуме.
Данные, по опроснику Бем, сочетаются с данными других методик. Методики на выявление уровня агрессивности и эмпатии не дали тради-ционных "портретов": агрессивного мужчины и эмпатичной женщины. Специфичным здесь является то, что у мужчин отмечен средний уровень эмпатии, а у женщин - более высокий уровень агрессивности, чем обычно ожидается от женщины, согласно сложившимся стереотипам.
Подводя итоги, заметим, что в коллективах, разных по половому составу, существуют различия в общих уровнях агрессивности и эмпатических способностей. Так, в преимущественно женском коллективе общий уровень эмпатии несколько выше, чем в преимущественно мужском и смешанном коллективах. В коллективе состоящим, в основном из мужчин, общий уровень эмпатии ниже, чем в преимущественно женском и смешанном коллективах. Наибольший общий уровень агрессивности у мужской половины смешанного коллектива.
Таким образом, можно определить исследуемых юношей и девушек как андрогинных, имеющих умеренный уровень агрессивности и низкий уровень эмпатии. В таком виде полученные данные говорят, что верно предположение о том, что у современной российской молодежи присутствует тенденция к развитию андрогинных характеристик личности.
|